Госдума ужесточает контроль за бюджетом
Парламентское обсуждение, как и на что потратить примерно 400 миллиардов рублей дополнительных доходов, близко к завершению. Поздно вечером в среду Комитет по бюджету и налогам обсудил целесообразность и обоснованность 111 поправок, предложенных депутатами.
Нефть выручает бюджет
Напомним, что по итогам пяти месяцев 2017 года бюджет получил примерно 1,2 триллиона рублей дополнительных доходов. Правда, не в результате того, что успешно работали промышленность или сельское хозяйство — основной прирост — около 800 миллиардов рублей — дала изменившаяся конъюнктура нефтегазовых цен на мировом рынке. Стоит учесть и работу фискальных органов — резко увеличилась собираемость налогов и таможенных платежей, благодаря, кстати, информатизации: цифровые технологии «просвечивают» все процессы и действия в этой сфере.
Как потратить дополнительные доходы? Правительство предложило отсечь нефтегазовые поступления (800 миллиардов рублей), перевести их в доллары и направить в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния — на «чёрный день». Впрочем, и нынешние дни трудно назвать светлыми в экономике, учитывая резкое падение реальных доходов граждан и инвестиций в основные фонды.
Оставшиеся примерно 380 миллиардов рублей предложено потратить на сокращение дефицита госбюджета, увеличив на 3,2 процента финансирование раздела «Национальная экономика», на 2,4 процента вырастут затраты на национальную безопасность, на 24,5 процента — на охрану окружающей среды. Не забыты, разумеется, и здравоохранение, социальная политика, и жилищно-коммунальное хозяйство.
Это общие цифры. А вот как конкретно они будут переплавляться в реальные дела и обсуждали поздно вечером в среду депутаты на заседании Комитета по бюджету и налогам, куда поступили 111 поправок ото всех парламентских фракций.
Как рождается коррупция
Вечерняя дискуссия опровергла распространённое мнение о том, что все поправки депутатов, не входящих в «Единую Россию», отклоняются, а все правительственные предложения принимаются безоговорочно. Пример — поправка, предложенная Минпромторгом и Минкультуры, о том, как потратить 400 миллионов рублей, предназначенных на покупку пианино для детских музыкальных школ.
Заместитель министра культуры рассказал, что в музыкальных школах насчитывается 87 тысяч инструментов, изношенных на 81 процент. В течение трёх лет каждый год предлагается закупать строго у отечественных производителей 1422 инструмента, причём эталонный образец утвердит Экспертный совет во главе с Валерием Гергиевым и Денисом Мацуевым.
Казалось бы, всё хорошо, возражать трудно. Если бы не суть поправки: Министерство культуры предлагает направить упомянутые 400 миллионов рублей на исполнение в Минпромторг. Это предложение встретило крайне негативную реакцию Андрея Макарова, председателя Комитета по бюджету и налогам, который задал вопрос — почему вы предлагаете закупать инструменты централизованно, а не через регионы? Ведь это означает уход от системы межбюджетных трансфертов и, по существу, нарушение Бюджетного кодекса России, что и подтвердила Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, присутствовавшая на заседании.
Это, по мнению Макарова, — «очередная попытка социального блока уйти из-под контроля парламента», которая напоминает аналогичную ситуацию трёхлетней давности, когда руководители Русгидро слёзно просили выделить дополнительно 50 миллиардов рублей на завершение строительства энергообъектов. Деньги тогда выделили, но попросили Счётную палату жёстко проследить, как их будут расходовать. Удивительно, резюмировал депутат, но объекты недостроили, правда, и 50 миллиардов рублей сохранили. А Дод, руководитель Русгидро, оказался впоследствии за решёткой по обвинению в коррупции. Намёк, достаточно прозрачный.
В итоге поправка, предложенная министерствами, была утверждена, но с оговоркой — поставить её выполнение под парламентский контроль и просить Счётную палату следить, как будут расходовать 400 миллионов рублей.
А вот поправка, которая предусматривала оказать помощь четырём тысячам валютных заёмщиков в размере 2,4 миллиарда рублей, была отклонена. Причина — недостаточная обоснованность в расчётах, которые, как сказал Андрей Макаров, основаны на публикациях в СМИ, а не на реальном исследовании проблемы. Такая методика, подтвердила Татьяна Нестеренко, не может быть основой, чтобы вносить изменения в расходы федерального бюджета.
Поддержал Комитет по бюджету и налогам и инициативу Евгения Бушмина, первого заместителя председателя Совета Федерации — включить в итоговое постановление Госдумы пункт о необходимости завершить в рамках госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» строительство 26 сельских школ, выделив на это соответствующие ресурсы.
Проголосовали депутаты и за то, чтобы включить отдельным пунктом в постановление предложение Владислава Резника, члена Комитета по бюджету и налогам о необходимости изыскать 130 миллионов рублей для завершения строительства водовода в Адыгее, иначе 300 тысяч человек могут остаться без доступа к питьевой воде.
Итоги заседания таковы: свыше 20 поправок от депутатов разных фракций были полностью или частично учтены в проекте постановления Комитета по бюджету и налогам и рекомендованы к принятию на пленарном заседании Госдумы. Наиболее актуальные предложения депутатов, которые по тем или иным причинам не могут быть реализованы в качестве поправок, будут внесены в проект Постановления Государственной Думы в качестве рекомендаций Правительству России.
Источник: Парламентская газета ОФ