Семейное законодательство предлагают откорректировать в части имущественных отношений
С такой инициативой выступил Комитет по государственному строительству и законодательству, который провел парламентские слушания на тему: «Имущественные правоотношения в семье: судебная практика и законодательство».
В дискуссии приняли участие депутаты, представители органов исполнительной и судебной власти, ученые, практикующие юристы. По мнению депутата от Якутии Галины Данчиковой, вопрос давно назрел и представляет интерес для жителей всех субъектов.
Председатель Комитета Павел Крашенинников, открывая слушания, отметил, что после вступления в силу Семейного кодекса в 1996 году принято большое количество правовых актов, которые касаются госрегистрации, банкротства и рынка ценных бумаг.
«На момент принятия кодекса, — сказал он, — семейная собственность была иной, и представления у нас были немного другие».
С тех пор появились такие объекты супружеской собственности, как бизнес, акции, доли в капитале, земельные участки, имущественные комплексы, в том числе в других государствах. И споры при разделе имущества приобрели иной характер. Возникли споры по делению кредитов, активов, пассивов, споры, связанные с материнским капиталом и исключительными правами.
«Недавно мы начали модернизацию наследственного права, — напомнил П.Крашенинников. — Принят закон о посмертных наследственных фондах. Их можно будет создавать с 1 сентября 2018 года. В перспективе остаются вопросы, связанные с совместными завещаниями и наследственными договорами».
Кроме того, по его словам, существуют проблемы с банкротством физических лиц.
«Очевидно, что при решении вопроса, связанного с банкротством гражданина, не удалось так четко решить вопросы с защитой интересов супруга-банкрота», — пояснил председатель Комитета.
Требуют обсуждения вопросы определения совместной собственности при раздельном проживании супругов, уведомления кредиторов при заключении соглашения о разделе имущества, раздела бизнес-активов с возможностью сохранения бизнеса.
При этом, сам институт брака, по словам П.Крашенинникова, сомнений не вызывает и изменению не подлежит.
Советник Президента Вениамин Яковлев заметил, что семейное право занимает особое место в системе права. Оно регулирует не имущественные отношения, а личные, отношения брака и родства. Имущественные отношения здесь являются производными, а потому нельзя допустить, чтобы они давлели над личными, сказал эксперт, призвав законодателей максимально осторожно подходить к изменению Семейного кодекса.
Председатель Комитета по вопроса семьи, женщин и детей Тамара Плетнева, участвовавшая в принятии действующего Семейного кодекса, сообщила, что с 1996 года документ претерпел примерно около 29 изменений, в то время как другие кодексы — больше ста.
«Значит, Семейный кодекс был написан довольно качественно», — отметила она.
Т.Плетнева высказалась категорически против подготовки новой редакции кодекса, но допустила возможность точечных изменений.
Со своей стороны она предложила дополнить кодекс понятием «гражданский брак», подчеркнув, что брак может быть только законно зарегистрированным. «Если вы сожительствуете — это ваше право, но женщина должна думать, как она потом будет выстраивать отношения с мужчиной», — заметила депутат.
По словам заместителя руководителя Исследовательского центра частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации Лидии Михеевой, предстоит понять, нужно ли менять «базовый режим имущественных отношений супругов» или все можно урегулировать брачным договором.
Участники слушаний обсудили различные аспекты заключения исполнения и прекращения брачного договора, его взаимосвязь с вопросами наследования, проблемы раздела совместно нажитого имущества.
В поддержку реформирования семейного законодательства в части имущественных отношений между супругами высказалась эксперт Федеральной палаты адвокатов Татьяна Старикова.
«Оказывая своим доверителям юридическую помощь, мы все чаще и чаще сталкиваемся с необходимостью «натягивать» нормы гражданского законодательства на многолетние постулаты Семейного кодекса, — призналась она. — И каждый раз ожидаем очередного разъяснения Верховного Суда, то есть фактически стоим на рельсах прецедентного права».
Отдельного регулирования, по ее словам, требует вопрос раздела бизнес-активов, под которыми следует понимать доли, акции, паи в уставном складочном капитале коммерческих юридических лиц, представляющие их владельцам совокупность разных прав. Это право на участие в корпоративном управлении или управлении деятельностью юридического лица, право на получение прибыли части имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица.
По итогам слушаний депутаты предложат рекомендации.