Галина Данчикова: «Господдержка авиации повысит транспортную доступность на Дальнем Востоке»
C 2019 года федеральное правительство выделит дополнительные финансовые средства на реконструкцию 15 аэропортов в Республике Саха (Якутия). Вcего в перечень включено более 40 аэропортов ДФО. Об этом сообщила депутат Госдумы РФ, член Комитета по бюджету и налогам Галина Данчикова, комментируя итоги заседания Правительственной комиссии РФ по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, на котором был принят ряд кардинальных решений, направленных на повышение транспортной доступности в дальневосточных регионах.
«До 1 сентября 2018 года Минфин, Минтранс и Минвостокразвития России внесут поправки в проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов в части выделения дополнительных средств на реконструкцию аэропортов Дальневосточного федерального округа. Парламентарий уточнила, что с 2019 года, с учетом ранее данных поручений, федеральное правительство выделит дополнительные финансовые средства на реконструкцию 15 аэропортов в Республике Саха (Якутия). В перечень включено более 40 аэропортов ДФО», — сказала парламентарий.
Речь идет об аэропортах Нерюнгри, Нюрба, Сангар, Депутатский, Черский, Олекминск, Хандыга, Белая Гора, Верхневилюйск, Вилюйск, Зырянка, Маган, Усть-Нера, Жиганск, Полярный.
Также совместно с правительством Республики Саха (Якутия) до 1 апреля 2018 года поручено представить предложения по реконструкции и источникам финансирования реконструкции аэропортов Ленск, Сунтар, Алдан, Мома, Усть-Куйга, Саскылах, Усть-Мая, Батагай, Оленек.
Кроме того, до 1 марта будет подготовлен план развития авиации общего назначения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе до 2020 года, представлены предложения по изменению законодательства, позволяющие отменить взыскание НДС для авиакомпаний по внутренним воздушным перевозкам, если пункт отправления или назначения рейса расположен на территории ДФО.
Кроме того, предполагается изменить правила предоставления субсидий на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении.
«В перечень категории лиц, обладающих правом на приобретение авиабилетов на воздушную перевозку в салоне экономического класса по субсидируемым тарифам с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении предусмотрено включить многодетные семьи, — отметила Галина Данчикова. Помимо этого, предусматривается увеличить квоты авиабилетов по субсидируемым тарифам в летние месяцы за счет «невыбранных» квот в иные периоды», — сказала депутат.
Галина Данчикова отметила важность комплексного подхода к вопросам развития авиации на Дальнем Востоке. Депутат считает, что принятые решения по оказанию господдержки изменят ситуацию, эффективно скажутся на повышении транспортной доступности дальневосточников.
Напомним, об исключительном значении воздушного транспорта для территорий Дальнего Востока говорил Президент страны Владимир Путин на заседании Госсовета во Владивостоке. Глава государства поручил Министерству транспорта проанализировать сложившуюся в отрасли авиации ситуацию и представить предложения.
Депутат пояснила, почему развитие аэропортовой сети для Якутия так необходимо. В субъекте площадью в три миллиона квадратных километров авиация — единственное круглогодичное средство передвижения. Но из 32 аэропортов только 9 имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. До 2022 года в республике должны быть выведены из эксплуатации устаревшие воздушные суда Ан-24. Пришедшие им на смену самолеты нового поколения требуют высокой технической оснащенности аэродромов.
Реконструкция 15 аэропортовых объектов Якутии предусматривалась федеральной целевой программой «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года». На федеральные средства, выделенные в большом в объеме, в 2014-2016 годах была разработана проектная документация. Главгосэкспертиза дала положительное заключение по 12 аэропортам, которые при наличии финансирования могли бы уже реконструироваться. В 2017 году программа перестала финансироваться, объекты из нее трансформировались в другие госпрограммы, в частности, «Развитие транспортной системы России», но 9 аэропортов в нее не вошли.
Получается, что выделенные федеральные средства на проектную документацию использованы неэффективно. Более того, срок действия экспертизы в 2018 году заканчивается.
Такой подход к развитию аэропортовой инфраструктуры чреват снижением транспортной доступности и изоляцией жителей отдалённых районов ДФО. Еще в 1990 году на Дальнем Востоке действовали 470 аэродромов и посадочных площадок, к 2016 году их количество сократилось более чем в 3 раза.
Отметим, о стабильном финансировании дальневосточных программ говорил Президент России Владимир Путин во Владивостоке на Восточном экономическом форуме.
Обращая внимание Правительства РФ, глава государства подчеркнул, что Дальний Восток остается приоритетом. «Давайте не будем забывать об этом никогда», — сказал Владимир Путин. Он поручил «внести необходимые коррективы» и «на будущее обеспечить гарантированное финансирование программ комплексного развития регионов». «Дальневосточные разделы» должны быть во всех ключевых программах, напомнил глава государства.
До 15 января 2018 года его необходимо конкретизировать в госпрограмме «Развитие транспортной системы». Такое поручение дал глава государства. В документ должны войти мероприятия по реконструкции дальневосточных аэропортов и обновлению парка воздушных судов, используемых на местных авиалиниях.