Как обеспечить жителей Арктики продуктами и товарами по приемлемым ценам
В городе Якутске с участием сенаторов, депутатов Госдумы РФ, руководителей региональных законодательных органов Камчатского, Хабаровского, Красноярского краев, Чукотского, Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, российских и зарубежных экспертов, представителей арктических сообществ проходит II Международный форум «Северный форум по устойчивому развитию».
Среди участников дискуссий – ведущие эксперты и представители общественных объединений, образования и науки из Москвы, Мурманской, Магаданской областей, Якутии.
В парламентской сессии «Правовые аспекты жизнеобеспечения и устойчивого развития северных и арктических территорий» приняла участие с председателем Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в Арктическую зону РФ Ольгой Епифановой, Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николаем Харитоновым депутат от Якутии Галина Данчикова.
Выступая на тему «О гарантированном обеспечении жизненно необходимыми товарами (продукцией) населения отдаленных регионов Арктической зоны Российской Федерации», парламентарий от Якутии уделила большое внимание вопросам здоровья населения.
Ни для кого не секрет, что на Крайнем Севере оно во многом зависит от полноценного питания, качества потребляемых продуктов, ценовой доступности жизненно необходимых товаров, лекарственных препаратов и медицинских изделий, отметила Галина Данчикова.
У жителей отдаленных арктических районов страны с разнообразным и богатым витаминами питанием проблематично. Свежие овощи и фрукты завозят водным транспортом только осенью во время навигации. И в течение года к праздникам доставляют авиатранспортом картофель, капусту, бананы, яйца, стоимость которых в 3-4 раза выше, чем в Якутске.
Для формирования запасов и бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения ежегодно Правительством РС (Я) утверждаются объемы поставок социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции.
Однако фактически завозимый объем социально значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции не обеспечивает потребности населения Арктических районов республики.
При сравнении фактического потребления продуктов с необходимыми нормами, отвечающими требованиям здорового питания и рекомендованными Минздравом России, выявлены существенные отклонения. По картофелю – 22% от нормы, по фруктам — 40%, овощам и бахчевым — 20%. При этом потребление хлебных продуктов и макаронных изделий в 1,7 раза превышает рекомендованное Минздрава РФ.
В первую очередь, это отражается на развитии и здоровье детей, подчеркнула Галина Данчикова. Обеспечение детей горячим питанием требует разнообразия продуктов, которого явно недостаточно.
Остается актуальной такая проблема, как бесперебойная поставка и наличие необходимых лекарственных средств и медицинских изделий по приемлемым ценам. Зачастую оказание своевременной медпомощи представляется невозможным из-за отсутствия лекарств.
Обеспечение жителей Арктической зоны Якутии осуществляется в очень трудных инфраструктурных и финансовых условиях. Сложная транспортная схема завоза с многочисленными перевалками, длительным хранением в пунктах депонации, обуславливает высокую до 40 % долю транспортной составляющей, сообщила депутат Данчикова.
Замедленный оборот товаров и ресурсов объясняет большой объем привлеченных кредитов и процентов по ним. Вместе с транспортными затратами они сильно влияют на увеличение стоимости товаров в конечном пункте.
По мнению депутата от Якутии, решить вопрос о снижении цен на продовольствие на региональном уровне невозможно. Необходима федеральная централизованная система планирования северного завоза, обеспечивающая скоординированную доставку грузов.
На федеральном уровне для завоза жизнеобеспечивающих грузов в труднодоступные районы Арктической зоны и Дальнего Востока страны принимаются меры. Благодаря им активно развивается транспортная инфраструктура, решениями Правительства РФ определены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, также перечень закупаемых и доставляемых в эти районы товаров и грузов.
Бюджетным кодексом предусмотрено кредитование из бюджета региона юридических лиц для закупки и доставки грузов по нему. Федеральная политика северного завоза осуществляется на основе межбюджетных отношений путем предоставления региональным бюджетам субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности. Для расчета трансферта из федерального бюджета применяется коэффициент транспортной доступности. Такой подход позволяет учитывать значительную удаленность, сложность транспортных схем и качество путей сообщения.
Но этих мер недостаточно. Нужен федеральный закон о государственной поддержке гарантированного обеспечения населения удаленных северных регионов и Арктики продуктами питания и товарами первой необходимости по приемлемым ценам, считает Галина Данчикова.