Как преодолеть патовую ситуацию с реконструкцией аэропорта «Олекминск»?
«Реконструкцию аэропорта «Олекминск», предусмотренную Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, останавливать нельзя», — считает депутат Госдумы РФ Галина Данчикова.
По ее мнению, решение этого вопроса надо искать с магаданским подрядчиком — единственным участником проводимого два года назад Росавиацией конкурса на реконструкцию долгожданного для жителей района объекта, построенного в далекое военное время.
В начале 2020 года в стране началась масштабная модернизация региональных аэропортов, на которую было выделено 26,4 млрд рублей, в том числе для Дальнего Востока — 14,1 млрд.
По своему опыту Галина Данчикова знает, каких усилий стоило республике добиться, чтобы первыми в этот проект были включены сравнительно небольшие аэропорты в стране — Олекминск, Жиганск, Верхневилюйск, Нерюнгри. Однако, если в столице Южной Якутии, где недавно побывала депутат, модернизация воздушной базы на федеральные средства идет полным ходом и в двухслойный полуметровый, заметьте, как зеркало, бетон уже уложены две тысячи метров аэропортовой площади, то в Олекминске ситуация просто патовая.
Подрядчик – ООО «Нордтрансстрой», которому нужно до 1 декабря 2021 года завершить реконструкцию аэропорта Магадан, покрыл грунтовую полосу бетонными плитами в Олекмиске только наполовину.
Сворачивание проектно-строительных работ в Олекминске, проведение нового конкурса по выбору подрядной организации может обернуться для республики большими потерями. Такой вывод очевиден. На конкурсное предложение Россавиации реконструировать старый аэропортовый комплекс в Олекминске стоимостью 2, 7 млрд рублей ни одна из строительных организаций Якутии не ответила. Эксперты объясняют это тем, что из-за отсутствия оборотных средств и нехватки заемных ресурсов производственные мощности предприятий стройиндустрии республики уменьшились в разы.
Предоставляемый по госконтракту 30-процентный аванс на разворот работ уходит на поставку тяжелой техники, расходных материалов и привлечение людских ресурсов. Пока подрядчик не отработает его физически, получить другой транш на реконструкцию аэропорта он не может. Это приводит к нарушению графика работ, остановке строительства и даже банкротству подрядной организации.
В апреле нынешнего года к депутату Госдумы РФ Галине Данчиковой обратился заказчик- застройщик проекта — ФКП «Аэропорты Севера». Гендиректор предприятия Вадим Волков сообщил депутату, что действующее бюджетное законодательство не учитывает особенности реализации Комплексного плана на территории Дальневосточного федерального округа.
Конкретно Якутии, где такие факторы, как отделенность, транспортная доступность, отсутствие в необходимом количестве финансово устойчивых подрядных организаций создают большие трудности по реконструкции подведомственных аэропортов. Направив письмо Минфину России, парламентарий попросила рассмотреть предложение заказчика об исключении из Постановления Правительства РФ о мерах по исполнению федерального бюджета одного из подпунктов по авансированию госконтрактов на сумму более 600 млн рублей, которое возможно только после «закрытия» полученного аванса.
Минфин посчитал предложил ФКП «Аэропорты Севера» об исключении этого подпункта из Положения нецелесообразным из-за других получателей бюджетных средств. В министерстве пояснили, что государственный заказчик — Росавиация может выбрать второй вариант авансирования контракта на строительство. Судя потому, что этого не произошло и работы в Олекминске подрядчик останавливает, вопрос остается от крытым.
По мнению члена думского Комитета по бюджету и налогам Галины Данчиковой, разногласия по авансированию госконтрактов существуют. Устранить их можно, внеся изменения в федеральное законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, другие нормативные акты Правительства РФ. А это возможно после выборов в сентябре нового состава Государственной Думы.
Убедить подрядчика продолжить реконструкцию аэропорта, иначе неосвоенные средства будут возвращены в федеральный бюджет, откуда они неизвестно, когда поступят, Якутии нужно во что бы то ни стало. Прежде всего, ради жителей Олекминского района, которым воздушная база необходима как воздух. Жить в изоляции и ездить на перекладных они просто устали.
Источник: SakhaNews