Как устранить противоречия
Депутат от Якутии Галина Данчикова приняла участие в работе Коллегии Счетной палаты РФ. Ее аудиторы проверили законность и эффективность использования средств резервного фонда Правительства России, выделенных Якутии на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий весной 2018 года.
Режим ЧС в республике был введен из-за крупномасштабного затопления паводковыми водами 63 населенных пунктов 16 муниципальных образований, включая городской округ «город Якутск». От стихии пострадали 1482 жилых дома, из них 117 многоквартирных, где проживали более 5 тысяч человек, а также свыше 3000 приусадебных участков.
В трудное для республики время и.о. Главы Якутии обратился за помощью в Правительство РФ. Было принято решение о выделении бюджетных ассигнований в размере 598 млн рублей на ликвидацию последствий паводка.
Аудиторы Счетной палаты РФ проверили целевое расходование средств. Как отмечается в отчете, утвержденном Коллегией, бюджетные ассигнования были использованы строго по назначению. Есть замечания по срокам и качеству подготовки документов, подготовленными муниципальными образованиями.
В комментарии по итогам Коллегии парламентарий от Якутии акцентировала внимание на вопросах, неурегулированных законодательством.
Наводнения и лесные пожары происходят в Якутии практически каждый год. Но федеральные средства на их ликвидацию даже при соблюдении всех требований федерального закона ФЗ-68 от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» поступают только через 2-3 месяца. При этом не учитываются особенности территории, где не только аварийно-спасательные, но и аварийно-восстановительные работы должны быть проведены до начала отопительного сезона, который начинается в сентябре. Сложность заключается еще и в том, что сначала ЧС признается на региональном уровне, а затем, исходя из объема ущерба и количества пострадавших, переходит в статус федерального значения. Отсюда происходит и частичное финансирование на ликвидацию последствий из бюджета субъекта.
Но если бы это была одна проблема. Сразу же возникает другая, связанная с правоприменительной практикой ФЗ-44, по которому согласно Бюджетному кодексу РФ (ч.5 ст. 161) контракты, иные договора на выполнение работ устанавливаются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Получается, что до поступления федеральных средств госконтракты и договора заключаются под лимиты, предусмотренные бюджетом субъекта. Оплата по договорам — авансирование тоже осуществляется за счет средств бюджета субъекта.
Однако ФЗ-68 не предусматривает такой нормы, как возмещение понесенных субъектом расходов на аварийно-спасательные и неотложные восстановительные работы. По этой причине республика из полученных на них 350 млн рублей вынуждена была вернуть в федеральную казну 143 млн рублей, которые ей не восстановлены. Эти нюансы и тонкости, которые приводят к противоречию, законодательством не учитываются. Поэтому они требуют ясности и внесения изменений в действующие нормы.
Госдума в этом направлении уже работает. В осеннюю сессию Комитет по безопасности и противодействию коррупции проведет круглый стол, где пойдет разговор о правоприменительной практике федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и опыте других регионов. Результаты обсуждения послужат основой для внесения предложений по совершенствованию не только ФЗ-68, но и ФЗ-44.