Неоспоримая история Галины Данчиковой
Галина Данчикова из тех, кто несмотря на широкую публичную деятельность и известность говорить о себе не любит и, тем более, о личных заслугах, где бы ни работала — в правительстве Якутии или Государственной Думе.
Правильно это или нет, можно долго размышлять и даже спорить. Но такой вот у Галины Данчиковой, женщины с сильной волей, большим опытом работы в сфере государственного управления и высокой деловой репутацией в федеральных органах власти, характер. Объяснить присущую далеко не многим такую отличительную особенность можно тем, что Галина Иннокентьевна всегда работает с командой. Поэтому личные заслуги разделяет с теми, кто рядом.
Крупные проекты в годы ее работы премьером правительства республики реализовывались вместе с единомышленниками.
Результативной работе в парламенте страны дали оценку эксперты Исследовательской группы ИД «Аргументы недели». По итогам рейтинга эффективности депутатов и сенаторов от Якутии в прошлом году сделали такой вывод: «Плодовитая» Галина Данчикова из фракции «Единая Россия» является единственным законодателем, обладающим высокой лоббистской эффективностью».
Как считают эксперты, этот термин характеризует умение депутата продвигать законопроекты через парламент, чтобы в итоге подписанный президентом документ стал законом. Соответственно, чем больше законопроектов вносится на рассмотрение по инициативе того или иного депутата, и чем больший процент из них становится законами, тем выше лоббистская эффективность парламентария.
Если говорить о конкретных делах, касающихся интересов республики, то в портфолио Галины Данчиковой их очень много. Став депутатом, продолжила работу, связанную с решением задач по повышению транспортной доступности северных территорий.
В ходе конструктивной работы с правительством РФ и руководством региона член думского Комитета по бюджету и налогам Галина Данчикова добилась, чтобы в федеральном бюджете на 2018 год появилась статья расходов в объеме 1,9 млрд рублей на завершение строительства пускового комплекса железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Нижний Бестях.
Какие аргументы приводились коллегам, сколько было споров и что стало решающим, есть в стенограмме заседания профильного комитета Госдумы, которая теперь уже неоспоримая история. Летом прошлого года, с открытием регулярного пассажирского и грузового движения Беркакит – Томмот — Нижний Бестях, эта история получила логическое завершение: самый большой по площади регион страны – Якутия — интегрировался в железнодорожную сеть России.
Для тех, кто не знает, что Галина Данчикова была у истоков развития железнодорожной отрасли. За несколько лет до того, как была создана акционерная компания «Железные дороги Якутии», отметившая в этом году свое 25-летие, первый Президент РС(Я) Михаил Николаев лично рекомендовал мало кому известную тогда Галину Данчикову, работавшую заместителем главы Верхоянского района, директором по экономике Дирекции строительства железной дороги Беркакит-Томмот и Томмотского транспортного узла при Министерстве транспорта и связи республики.
Именно Данчикова, являясь заместителем председателя правительства РС(Я) – первым заместителем Постпреда республики при Президенте РФ, вела по поручению Вячеслава Штырова, возглавлявшего в то время республику, очень ответственную работу по согласованию с федеральными министерствами и ведомствами судьбоносного постановления правительства РФ номер 242 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск (Нижний Бестях)». Историческим документом поэтапное строительство пусковых комплексов, включая Томмот-Кердем в Якутии, было признано целесообразным. После подписания документа председателем правительства РФ железнодорожники стали называть Данчикову почтительно — Галина Кердемовна.
Республика добилась финансовой поддержки федерального центра. В ходе строительства было много проблем, работы приостанавливали, возобновляли. Каждый километр «железки», проложенный сквозь вечную мерзлоту, болота, мари, давался титаническими усилиями. Но «рельсы упрямо, резали тайгу» и дошли до Нижнего Бестяха. Здесь стальная магистраль зашла в тупик из-за судебных разбирательств между заказчиками и подрядчиками, отсутствия финансирования.
В 2014 году стройка встала. Понимая, что бездействие на стратегически важном объекте может привести к моральному износу возведенных инфраструктурных сооружений, удорожанию завершения строительства и неэффективному вложению государственных инвестиций, депутат Госдумы РФ Галина Данчикова обратилась в апреле 2017 года с письмом к Председателю ВВП «Единая Россия», премьеру Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Парламентарий от Якутии сама вручила ему это письмо прямо в зале пленарных заседаний. Это был смелый, можно сказать, дерзкий, поступок, не вписывающийся в думский регламент.
На обращении депутата Дмитрий Медведев поставил резолюцию, адресованную зампреду правительства РФ, курирующему транспортный комплекс: «Что предлагается по завершению строительства?». Это еще один факт, ставший историей.
Той же осенью недостающие для завершения строительства железной дороги средства в объеме 1,9 млрд рублей, о которых говорилось выше, были предусмотрены при формировании федерального бюджета на 2018 год.
Железнодорожный транспорт – не единственная отрасль, которой уделяет большое внимание Галина Данчикова, работая в Госдуме.
Нанесшая колоссальный ущерб экономике страны пандемия 2020 года потребовала от депутата решительных действий. Результатом настойчивой и последовательной работы с федеральными министерствами стало решение правительства РФ о включении в перечень системообразующих предприятий трех авиакомпаний – «Якутия», «АЛРОСА», «Полярные авиалинии», столичного аэропорта «Якутск», ХК «Якутуголь», ГУП «ЖКХ РС(Я)», ПАО «ЛОРП», АО «Саханефтегазсбыт», АК «АЛРОСА» (ПАО).
Сейчас Галина Иннокентьевна добивается повторного рассмотрения Правительственной комиссией РФ по повышению устойчивости развития российской экономики о включении в перечень системообразующих организаций АК «Железные дороги Якутии». Несмотря на выпадающие доходы, компания, обеспечивающая устойчивое развитие основного круглогодичного транспорта на удаленной территории России, сохранила весь персонал. А это одно из главных условий государственной поддержки предприятий страны.
Жители республики, как и все дальневосточники, наверняка заметили, что полеты в Москву, Сочи, Краснодар, Новосибирск, Владивосток, Минводы и другие города России стали более доступными в последние годы для пенсионеров, студентов, инвалидов и многодетных семей.
Принципиально важное решение о круглогодичном субсидировании тарифов было принято Президентом РФ Владимиром Путиным. По итогам заседания Госсовета во Владивостоке в 2017-м и 2018 годах глава государства поручил Правительству РФ обеспечить в приоритетном порядке дополнительные бюджетные ассигнования на обеспечение доступности пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении.
Галина Данчикова была одним из авторов депутатской инициативы по совершенствованию нормативно-правовой базы Правительства РФ, связанной с субсидированием авиатарифов из районов Крайнего Севера.
В настоящее время в рамках Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, который считают тринадцатым по счету национальным проектом, в Якутии модернизируется аэропортовая сеть. Это результат последовательной работы руководителей региона, которая конкретизировалась в госпрограммы РФ по развитию транспортного комплекса при Егоре Борисове, возглавлявшем кабинет министров, затем республику, и премьере Галине Данчиковой.
Реализацию Комплексного плана в части модернизации аэропортов республики взял на личный контроль глава Якутии Айсен Николаев. В декабре 2019 года в Послании к народным депутатам глава региона отметил: «Впервые нам удалось добиться на федеральном уровне поддержки реконструкции 16 аэропортов республики со сметной стоимостью работ более 38 млрд рублей».
С прошлого года в республике реконструируется аэропорт Нерюнгри, где освоено только в этом году более 550 млн рублей. Из федерального бюджета на его модернизацию должно быть направлено свыше 7 млрд рублей.
Первые искусственные плиты уже уложены на взлётно-посадочной полосе аэропорта «Олёкминск». Сколько трудностей испытывали жители района из-за грунтовой полосы, построенной в военные годы для перегона самолётов по трассе АЛСИБ. Даже кратковременный дождь делал ее непригодной для полетов.
На федеральные средства и средства АК «АЛРОСА» будет строиться новый авиа-хаб в столице западной Якутии – городе Мирный, реконструируется аэропорт Полярный. В феврале в Мирнинском районе прошло совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры алмазного края, участники которого попросили депутата Госдумы РФ Галину Данчикову осуществлять парламентский контроль за реализацией планов модернизации.
То, о чем сказано выше, – только один срез масштабной работы депутата Госдумы РФ от Якутии. Сегодня Галина Иннокентьевна принимает поздравления от коллег и соратников: 13 августа у нее день рождения.
Александра ИВАНОВА. SakhaNews.ru