«Правительственный час» с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой. 7 ноября 2018 года
7 ноября на пленарном заседании в рамках «правительственного часа» министр просвещения Ольга Васильева представила информацию о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных учреждениях
О повышении качества образования
По информации министра в системе общего и среднего профессионального образования в настоящее время обучаются 26 млн детей, функционирует почти 83 тысячи образовательных организаций, в которых работают более 2 млн педагогов.
«Стратегической задачей Министерства было, есть и будет доступность и качество в соответствии с запросами людей и экономики к нашему образованию», — сказала Васильева.
«Майским» Указом перед системой образования поставлены две амбициозные задачи, ставшие основой национального проекта «Образование». Первая — обеспечение глобальной конкурентоспособности и вхождение российского общего (школьного) образования в десятку лучших мировых систем. «Эта задача ранее никогда четко так не ставилась», — подчеркнула Министр. Вторая цель – воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиций и прежде всего культурного наследия, то есть «воспитание как глобальная цель нацпроекта «Образование». Министр отметила, что национальный проект будет реализовываться по 10 направлениям и будет состоять из специально разработанных региональных проектов.
Большая часть средств нацпроекта «Образование», а это 746 млрд рублей из федерального бюджета, 46 млрд из региональных бюджетов и 15,5 млрд внебюджетных средств в форме субсидий, будут направлены в регионы.
О «Современной школе»
Это один из проектов в рамках 10 направлений, ориентированный на улучшение материально технической базы, улучшение педагогического состава и повышение качественного наполнения содержания образования. В пяти регионах планируется полностью исключить третью смену; создать 24 600 новых учебных мест в сельской местности; внедрить в 800 образовательных организациях адаптивные общеобразовательные программы и в 16 тыс. сельских школах открыть центры коллективного пользования для реализации важнейших задач научного и гуманитарного профиля. Общее финансирование этого проекта составит 275 млрд 902 млн рублей, из них 246 млрд 530 млн рублей в виде субсидий будет направлено в регионы.
О взаимодействии с Госдумой
Говоря о совместной работе Министерства с Государственной Думой, Ольга Васильева рассказала о взаимодействии в рамках решения вопроса родительской оплаты. «Вопрос ее неувеличения находится на постоянном контроле, так как сегодня есть большой разбег от минимальной до максимальной оплаты, и мы вместе с профильными комитетами работаем над решением этой проблемы», — отметила министр.
Позиция Счетной палаты
Преждевременной назвал информацию Минпрофа о том, что в 84% детских садов создана качественная развитая предметно-пространственная среда аудитор Счетной палаты Михаил Мень.
По состоянию на 1 января 2018 года доступность дошкольного образования в целом по стране составляет для детей в возрасте от трех до семи лет 99%, а вот для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет — 79,8%. По словам Михаила Меня, эти показатели достигнуты, в том числе, за счет перенаполненности дошкольных групп и переоборудования спецпомещений под допместа.
Говоря о реализуемой с 2018 года программе по созданию мест в детских садах для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, Михаил Мень заявил, что повышение качества дошкольного образования требует принятия дополнительных мер для обеспечения равного уровня дошкольного образования. «При этом в проекте госпрограммы по развитию образования не предусмотрены мероприятия и целевые показатели […] дошкольного образования кроме обеспечения его доступности», — сказал он.
Аудитор Счетной Палаты также сообщил, что федеральный проект поддержки семей с детьми направлен на реализацию программы психологопедагогической, методической, квалификационной помощи родителям дошкольников, однако результатом реализации проекта является число услуг, оказанных родителям.
«[Этого], на наш взгляд, не хватает для получения полной картины эффективности этого проекта. Представляется целесообразным обеспечить регулярность и адресность предоставляемой помощи, при этом специалистами с соответствующим образованием», — сказал Михаил Мень.
В результаты также стоит включить итоги мониторинга развития детей, родители которых обращаются за такой помощью, и разработать показатели подготовленности детей к обучению в школе.
Он отметил, что при наличии задачи по обеспечению к 2025 году односменного режима обучения в школах, в проекте госпрограммы по развитию образования и федеральном проекте «Современные школы» предусмотрена лишь ликвидация третьей смены. «Нам кажется, что нужно эти показатели сбить», — заявил аудитор СП.
Кроме того, считает Михаил Мень, «начиная реализацию национального проекта «Образование» необходимо выработать конкретные решения, позволяющие обеспечить выявление и развитие способностей каждого обучающегося, который в будущем будет определять экономический рост нашей страны».
На что обратили внимание депутаты
Председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова отметила, что сегодня очевидны «те результаты, о которых можно не писать, они видимы и ощутимы». «Это строительство новых школ и детских садов, которые соответствуют современным условиям, цифровые технологии активно внедряются в образовательный процесс. Система «Кванториум», в которой сегодня занимаются порядка 45 тыс учащихся, решает многие вопросы по развитию технических направлений», — заявила депутат. «Нас радует, что каждый регион сегодня выстраивает модельный проект по поддержке и развитию одаренных и творческих детей», — добавила Ольга Саватьянова. Она рассказала, что Комитет проанализировал федеральные проекты и госпрограммы, «в которые погружен нацпроект «Образование», и реализацию программы „Развитие образования“, над которой работало Министерство. Она обратила внимание, что система целевых показателей не позволяет оценить эффективность проводимой работы и предложила внести в нее изменения.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин подчеркнул важность проведения парламентского контроля.
«Хотелось бы, чтобы мы в том числе и к себе предъявили требования более эффективной работы в этом направлении, потому что никто не снимал с нас обязанности парламентского контроля. Эта норма определяет, что мы должны участвовать в контроле за реализацией госпрограмм, которые сегодня реализуются не так, как хотелось бы, а ее [реализацию] ждут», — сказал он. При этом он обратил внимание, что необходимы конкретные ежегодные KPI, «за которые наши коллеги из Правительства должны отвечать». «Прошел год – [нужно предоставить информацию] что сделано, какое количество школ введено», — сказал он.
Фото с официального портала Государственной Думы РФ