В Госдуме рассматривается законопроект о социальном заказе
12 марта Комитет по труду, соцполитике и делам ветеранов рассмотрел 150 поправок в законопроект о социальном заказе, 132 из них были были рекомендованы к принятию.
Напомним, что декабре прошлого года Госдума приняла в первом чтении проект ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». По мнению разработчиков, документ направлен на создание равных условий для государственных и негосударственных организаций, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
В пояснительной части законопроекта говорится, что основной задачей является повышение качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт. Законопроект предусматривает участие потребителей услуг в выборе их исполнителя, обеспечение в социальной сфере по принципу «деньги следуют за потребителем».
Министерство финансов РФ, выступившее разработчиком законопроекта, отмечает, что документ учитывает сложившиеся практики привлечения негосударственных организаций к оказанию услуг в социальной сфере, а также предусматривает инструменты, позволяющие использовать конкурентные способы определения исполнителя соответствующей услуги. Кроме того, авторы документа заявляют, что законопроект обеспечивает прогнозируемость и долгосрочность взаимоотношений социальных предпринимателей с государством.
Как уже было сказано выше, после первого чтения регионы, профсоюзы, общественные и некоммерческие организации, депутаты и сенаторы внесли в законопроект о социальном заказе на оказание госуслуг более 150 поправок, из которых 132 были рекомендованы к принятию. Об этом на заседании Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов 12 марта его руководитель Ярослав Нилов.
Что предлагается внести поправками?
Негосударственные организации, индивидуальные предприниматели, физические лица смогут участвовать в конкурсах для оказания социальных государственных и муниципальных услуг наравне с бюджетными учреждениями. Для этого предлагаются два механизма.
Первый. Допуск к конкурсу. Негосударственные организации смогут участвовать в отборе исполнителей госзаказа на оказание социальных услуг наравне с бюджетными учреждениями.
Второй. Предоставление сертификата, который даст право гражданам самостоятельно выбирать, где получить ту или иную услугу за счёт бюджетных средств.
В проекте нового закона также прописаны права потребителей и обязанности исполнителей услуг. Например, отмечается необходимость информирования россиян о видах, объёмах, сроках и тарифах на госуслуги. Ещё законопроект регулирует взаимоотношения негосударственных организаций и потребителей с государственными и муниципальными органами, прописывает меры и порядок контроля за исполнением услуг. Отдельные статьи посвящены порядку формирования и исполнения государственного социального заказа, способам и правилам отбора исполнителей, требованиям к проведению конкурса и другим мерам правового регулирования этой сферы.
В случае принятия закон вступит в силу с января 2020 года. Однако механизмы, которые в нём прописаны, будут вводиться поэтапно. За это время профильные ведомства должны разработать пакет нормативно-правовых актов, необходимых для реализации закона.