Вячеслав Володин открыл весеннюю сессию Государственной Думы
9 января шестая сессия депутата Государственной Думы РФ Галины Данчиковой началась с пленарного заседания.
Открывая заседание, спикер парламента Вячеслав Володин отметил, что наступивший 2019 год особый для нашей страны. Стартует реализация национальных проектов, предстоит решать не просто важные, а судьбоносные задачи, которые ждут избиратели, и от этого во многом зависит будущее государства. Это вопросы повышения уровня жизни, снижения в два раза бедности, улучшения жилищных условий, продолжительности жизни, ускорения технологического развития страны. «Экономика России должна войти в пять ведущих экономик мира. Это сделать очень непросто, поэтому нам нужно в первую очередь спросить себя, постараться сделать все возможное для того, чтобы зависящее от нас мы смогли выполнить. И важно, чтобы национальные проекты заработали эффективно, чтобы достигли тех целей и задач, которые смогли бы решить вопросы граждан и страну продвигать вперед по пути конкуренции», — сказал Вячеслав Володин.
По словам спикера, в законотворческом портфеле Думы 1 164 законопроекта. Это почти в два раза меньше, чем то количество, которое было в 2016 году. На стадии предварительного рассмотрения находятся 563 проекта закона. 365 документов готовятся к рассмотрению в первом чтении, 234 – во втором чтении и два – на стадии рассмотрения в третьем чтении.
Какие задачи стоят перед законодателями
Во‑первых, это блок законопроектов, посвященных цифровой экономике. Это законы о цифровых финансовых активах, о цифровых правах, о краудфандинге. «Мы эту работу обозначили одним из своих приоритетов, и понимаем, что развитие этой сферы должно обеспечить переход нашей экономики на качественно новый уровень. Поэтому, коллеги, необходимо еще раз подчеркнуть, что создание благоприятного правового поля для развития цифровой экономики во многом должно обеспечить нам преимущественное положение в конкуренции среди других стран. Именно поэтому мы с вами должны выстроить работу таким образом, чтобы законопроекты в этой сфере принимались не только качественными, но и обеспечивали именно конкурентные преимущества», — отметил спикер.
По словам спикера, в ближайшее время Правительство Российской Федерации внесет более 20 законопроектов по вопросам цифровой экономики. Необходимо быть подготовленными к качественному рассмотрению этих законодательных инициатив.
В аконотворческом портфеле много инициатив, которые решают конкретные жизненные проблемы. Такие, как законопроект о доступе родственников в реанимацию; о мониторинге пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей; о доступе к мобильной геолокации для поиска детей; о паллиативной медицинской помощи.
«Принятия этих законов ждут люди. Предлагаю, чтобы при составлении нашего плана законотворческой работы мы поставили общественно значимые законопроекты в приоритетную группу. Это позволит рассматривать такие законопроекты в первоочередном порядке», — подчеркнул Володин.
По словам спикера, было бы правильно продолжить практику первоочередного рассмотрения приоритетных инициатив фракций. Она показала не только востребованность, но и стимулировала законотворческую деятельность.
Лидером по количеству внесенных законодательных инициатив на одного депутата стала фракция «Справедливая Россия». В 2018 году депутаты фракции внесли 73 законопроекта. Второе место по количеству законодательных инициатив на одного депутата фракции заняла фракция ЛДПР.
По количеству реализованных инициатив лучший результат у фракции «Единая Россия». Каждый второй законопроект, внесенный в 2018 году депутатами фракции, был принят. «Это очень хороший коэффициент эффективности работы депутатов «Единой России». Спасибо большое, коллеги. Действительно, в течение года была проделана большая работа», — отметил Вячеслав Володин.
О приоритетах текущей сессии
По словам спикера, должна быть завершена работа над законодательным обеспечением Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Из 99 законов осталось принять 12 законов. Из них 10 законопроектов прошли уже первое чтение.
В принятом бюджете страны на три года на выполнение 12 национальных проектов предусмотрено финансирование в общем объеме почти 5,7 трлн рублей. Сумма большая. «Нам крайне важно выстроить работу таким образом, чтобы обеспечить эффективность проектов, которые будут реализовываться, прежде всего, на региональном уровне. Требуется, с одной стороны, принятие оперативных решений по перенаправлению средств на актуальные задачи. И мы, собственно, этот вопрос решили, приняв при рассмотрении законопроекта о бюджете положение, в рамках которого предоставляем права Трехсторонней комиссии, которая может оперативно принимать решения, требующиеся в реализации национальных проектов. Когда речь идет о корректировке паспортов национальных проектов, вы знаете, это большая работа, и она будет обязательно требовать таких коррективов. Но, с другой стороны, нам необходимо обеспечить контроль за выполнением национальных проектов. Выделяемые на эти цели бюджетные средства должны эффективно расходоваться. Именно эту задачу поставил перед нами Президент Владимир Владимирович Путин на встрече 25 декабря в прошлом году. Мы в Регламенте закрепили норму об осуществлении комитетами на постоянной основе парламентского контроля за реализацией национальных проектов и государственных программ. Нам необходимо понимать свою ответственность в этом вопросе, и выстроить работу более системно. Было бы правильно в положении каждого комитета зафиксировать функцию контроля по профильному направлению», — сказал Володин.
По мнению спикера, в целях парламентского контроля за реализацией национальных проектов в регионах целесообразно проводить выездные заседания Совета Государственной Думы. Этот формат хорошо себя зарекомендовал.
Что выходит на первый план
Если раньше в центре внимания были вопросы разбора «законодательных завалов», то сегодня на первый план выходит мониторинг и анализ правоприменительной практики.
Говоря о разборе «законодательных завалов», спикер еще раз озвучил цифру оставшихся законопроектов от прежних созывов – 44 законопроекта. Это, безусловно, цифра, которая не идет ни в какое сравнение с той, которую депутаты нового созыва получили в начале работы Государственной Думы – 2020. Проделана кропотливая работа, в ходе которой 14% от общего количества законопроектов были приняты.
Но, говоря о новом приоритете — анализе и мониторинге правоприменительной практики, спикер подчеркнул, что не всегда принятый закон работает эффективно. Почему это происходит? «Это происходит, в том числе в связи с тем, что нет нормативной базы, она запаздывает. Это происходит, в том числе по причине того, что зачастую есть проблемы, связанные с принятием подзаконных правовых актов в регионах. И, конечно, уважаемые коллеги, мы с вами должны найти решение этого вопроса. Вы знаете, мы вместе с Правительством в этом направлении многое сделали. Приняты нормы Регламента Государственной Думы и Правительства, которые позволяют нам синхронизировать эту работу. Но, должны признать, на сегодняшний день у нас при рассмотрении вопросов, которые требуют от Правительства внесения информации о принятии проектов нормативных актов, увы, они в этом плане не срабатывают, и мы не выходим на те задачи, которые должны решать», — сказал Вячеслав Володин.
Как пример спикер привел принятый буквально в конце декабря прошлого года ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Он был внесен в Государственную Думу в 2010 году, семь лет назад был принят в первом чтении. Сегодня закон принят, но его нормы заработают только тогда, когда будут приняты подзаконные акты. «На сегодняшний день мы с вами не имеем этих подзаконных актов, и в этой связи постарались сделать все для того, чтобы они появились, записав норму в постановлении при принятии закона, обязывающую Правительство в 180-дневный срок принять такие нормативно-правовые акты. Но вы понимаете, уважаемые коллеги, это точечное решение, это решение, не носящее системный характер. Мы, конечно, будем контролировать реализацию этого закона, и в этом плане очень многое делает профильный комитет»,— отметил спикер.
По его словам, необходимо выстроить систему, которая позволила бы через мониторинг и анализ правоприменения выйти на контроль за реализацией законов. Там, где закон несовершенен, вносить в него изменения. Там, где мы видим отсутствие нормативной базы, выходить на более эффективную работу вместе с Правительством.
«Нужно уже при принятии законов более требовательно относиться к тому, что должна быть представлена информация о проектах нормативных актов — то, что у нас зачастую отсутствует. Это даст, безусловно, результат, и результат, однозначно, наши граждане оценят положительно, потому что это то, что подвергается постоянной критике», резюмировал Володин.
Внимание диалогу с коллегами из регионов
Вячеслав Володин обратился к председателям профильных комитетов с предложением как можно больше внимания уделять диалогу со своими коллегами в региональных законодательных собраниях. «Особенно это касается вопросов совместного ведения. Большая просьба: когда такие вопросы рассматриваются в Государственной Думе, не стесняться проводить выездные заседания комитетов, и через обсуждение этих вопросов в регионах, через создание открытых диалоговых площадок выходить на более качественные решения. О важности такой работы говорил Владимир Владимирович Путин на встрече с нами. Мы должны помнить, что избиратели ждут от нас в решении важных для них вопросов, прежде всего, конкретных результатов. Давайте именно на этом сосредоточим все свое внимание, всю свою работу. Думаю, что у нас многое может получиться», — сказал в завершение спикер и объявил шестую сессию Государственной Думы открытой.
Фото с сайта Госдумы РФ