Данчикова Галина Иннокентьевна

Родилась 13 августа 1954 года в селе Хайрюзовка Балаганского района Иркутской области.
Окончила в 1972 году Якутский финансово-кредитный техникум Минфина РСФСР по специальности «Государственный бюджет» с квалификацией "Финансист", в 1985 году – Всесоюзный юридический заочный институт по специальности «Правоведение» с квалификацией "Юрист". В 2001 году защитила в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации диссертацию на тему "Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации (Региональный аспект)".
Кандидат экономических наук.

 

Галина Данчикова об особенностях бюджета на трехлетку и интересах Якутии

6 ноября в газете «Якутия»  опубликовано интервью депутата Государственной Думы РФ Галины Данчиковой. Член думского Комитета по бюджету и налогам  рассказала  о  ключевых  направлениях и особенностях  федерального бюджета на  2021-2023 годы.

Ориентир для регионов

На какую поддержку при принятии федерального бюджета могут рассчитывать  жители Якутии

Самый важный законопроект осенней сессии «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» прошел первое чтение. Работа над финансовым документом продолжается. О ключевых критериях нового бюджета, его особенностях и острых вопросах  – в интервью  с депутатом от Якутии, членом  думского Комитета по бюджету и налогам  Галиной  Данчиковой.

Мария ДАШИНА

Галина Иннокентьевна,  чем новый финансовый документ отличается от тех, что принимались ранее, какие у него особенности и почему его называют бюджетом для людей?
– При формировании проекта бюджета на 2021 год, плановый период 2022 и 2023 годов Правительство РФ ушло от принципа планирования доходов. За основу были взяты расходы, которые необходимы для решения важнейших задач в жизни людей и страны. В этом и состоит его принципиальное отличие от ранее рассматриваемых Госдумой бюджетов.
Если говорить об особенности нового бюджета, то две главные задачи — повышение качества жизни людей и конкурентоспособности страны решаются благодаря существенному увеличению расходов по сравнению с теми, которые планировались в прошлом году на социальную политику, здравоохранение и другие статьи расходов, касающихся жизни людей.
Безоговорочное выполнение государством всех социальных обязательств, реализация национальных целей, обозначенных Президентом, являются главными критериями и приоритетами  финансового документа страны. Каждый пункт Послания Президента РФ, которое является, по существу, новой программой социальной поддержки людей, Правительством РФ финансово обеспечен.
Напомню, доходы бюджета в 2021 году предусмотрены в размере 18,8 трлн рублей, расходы – 21,52 трлн рублей. Дефицит составит 2,75 трлн рублей (2,4% ВВП). На реализацию нацпроектов предполагается потратить 2,25 трлн рублей.

СРЕДСТВА ДЛЯ РЕГИОНОВ
– На что пойдут деньги?
– Перед первым чтением бюджета субъектам страны было распределено субсидий на общую сумму 1,3 трлн рублей. Ко второму рассмотрению документа совместно с Правительством РФ предстоит распределить ещё 1,5 трлн рублей.
Эти средства пойдут на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам, обеспечение детей с 1 по 4 класс бесплатным горячим питанием. Председатель Госдумы Вячеслав Володин поставил вопрос о том, что за классное руководство деньги должны получать не только учителя, но и преподаватели колледжей и техникумов, что, согласитесь, справедливо.
В 2021 году порядка 400 млрд рублей предусмотрены на выплаты малоимущим семьям с детьми до семи лет. На модернизацию первичного звена здравоохранения в бюджете заложено 90 миллиардов рублей ежегодно. Средства пойдут на переоборудование и создание новых ФАПов, оснащение современной медицинской техникой учреждений  в сельской местности. Более высокими темпами будут индексироваться пенсии — на 6,3%, что выше уровня инфляции. На лечение детей с тяжёлыми и редкими заболеваниями дополнительно будут направлены 60 млрд рублей за счёт повышения НДФЛ с доходов выше 5 млн рублей в год.
В бюджете также предусмотрены средства на продление в первом полугодии 2021 года льготной ипотеки под 6,5%.
Более 2,5 трлн рублей в ближайшие три года планируется выделить на развитие дорожной сети, а с учётом региональных дорожных фондов это более 6 трлн рублей.
Бюджетные расходы на цифровизацию составят 550 млрд рублей. Средства, в частности, пойдут на обеспечение граждан и учреждений социальной сферы широкополосным интернетом.
– Какие предложения внесла Якутия в проект бюджета на трёхлетку, на чём они основаны — на обращениях граждан, существующих в нашем регионе проблемах?
— Всё принималось во внимание, когда по итогам консолидированного взаимодействия с руководством республики, органами законодательной и исполнительной власти было предложено при формировании нового федерального бюджета обеспечить объём дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2021 году на уровне не ниже 2020 года. Были обоснованы другие предложения, которые связаны с тем, что, кроме социальных обязательств, расходов на экономику, в бюджет погружены другие направления и госпрограммы, которые могут быть профинансированы не в полном объёме. Например, пока на обеспечение услуг санавиации Якутии предусмотрено на 578,8 млн рублей меньше, чем должно было быть, если судить по этому году. И это при том, что в северных и арктических районах Якутии для транспортировки больных в республиканские лечебные учреждения используется только санавиация.

ПОДДЕРЖКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
– На Ваш взгляд, какие важные направления в бюджете требуют более пристального изучения?
– Хотя расходы на здравоохранение растут, подходы к модернизации первичного звена здравоохранения, которые связаны с повышением доступности и улучшением качества медицинской помощи независимо от места проживания человека, должны быть не общие, а с учетом особенностей территорий. В разрабатываемой Минздравом России совместно с регионами Программе модернизации первичного звена здравоохранения распределение финансовых средств планируется осуществлять исходя из численности населения.
В Якутии на огромной территории в 637 населенных пунктах проживают 967 тысяч человек. Большинство посёлков и сёл находятся в труднодоступной местности и не имеют круглогодичного наземного сообщения. А это значит, что подушевое финансирование, применяемое к модернизации первичного звена здравоохранения, не может быть эффективным. Такие проблемы существуют не только у нас, но и в других регионах Дальнего Востока. Поэтому мы внесли предложение распределять средства субъектам ДФО  с учётом повышающего коэффициента, который применяется для обеспечения транспортной доступности.
Такой подход позволит выполнить Указ Главы государства о мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока России от 26 сентября 2020 г. в части повышения доступности для населения первичной медико-санитарной, высокотехнологичной и скорой медицинской помощи.

СУБВЕНЦИИ НА ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ
– Вопрос о переданных регионам полномочиях, в частности, по тушению лесных пожаров — главной проблеме в Якутии летом — ставится Вами не первый год…
– Да. Когда мы говорим о  переданных на региональный уровень полномочиях в сфере лесных отношений,  то полагаем, что  вместе с ними должны быть направлены на их исполнение  субвенции. Но  регионам  их в полном объеме не дали. Наметилось уменьшение финансирования даже в 2020 году, хотя нынешним летом пожары полыхали все лето не только в центральных, но и северных районах республики, где дождей практически не было.
Руководитель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров занял по этому вопросу жёсткую позицию. Аргументировав её, он предложил ко второму чтению законопроекта о бюджете ещё раз вернуться не только к публичным нормативным обязательствам, но и к переданным полномочиям.
– По каким госпрограммам будет финансироваться республика, на что конкретно пойдут бюджетные средства?
– Руководством республики, Айсеном Сергеевичем Николаевым проделана большая работа по участию республики во всех программах – образования, здравоохранения, модернизации транспортной инфраструктуры… О цифрах говорить пока рано, идет работа над проектом бюджета. Предусмотренные объемы финансирования  еще не распределены, я об этом уже сказала.
Мы проанализировали присутствие республики  во всех программах и нацпроектах и рассчитываем получить средств больше, чем в прошлом году.
Что касается конкретных объектов, то мы получим софинансирование из федерального бюджета на  строительство второй очереди Онкодиспансера в Якутске. Это заслуга всех, кто продвигал   на федеральном уровне очень жизненно важный проект.

ГЛАВНОЕ – НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
– В Госдуме появилось мнение, что от госпрограмм следует отказаться. Вы его разделяете?
– Да. Думаю, что при рассмотрении бюджета на следующую трёхлетку останутся только нацпроекты. У парламентариев было много вопросов по госпрограммам, выявлены серьёзные проблемы, которые требуют немедленной донастройки, особенно, когда речь идёт о результативной работе, эффективном расходовании средств и реальных индикаторах, которые нужны, чтобы определить, насколько эффективно работают госпрограммы. Владимир Путин сказал в Послании: надо оценивать работу, в том числе и госпрограмм, не по тому, что мы написали, не по количеству отчётов, а по тому, что думают граждане.
Я согласна с Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным, который считает, что стратегическими документами на самом деле являются национальные цели, поставленные Президентом, и план Правительства по их достижению. А государственные программы, как показывает десятилетняя практика, по существу, абсолютно аналитическая модель, группировка расходов бюджета. И ничего больше.
– Над чем Вы работаете  ко второму чтению бюджета и какие вопросы, на Ваш взгляд, требуют дополнительной проработки?
– Над предложениями  о финансировании из федерального бюджета услуг по санавиации, магистрального газопровода Кысыл-Сыр, 84 км, универсальных услуг связи – точек  доступа к интернету и сотовой связи.
Остаются нерешенными пока острые вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они регулируются федеральным законодательством. Поскольку затраты на строительство жилья для северных регионов являются самыми высокими, несмотря на ежегодное выделение из региональных бюджетов максимально возможных объёмов финансирования, острая не-хватка средств для исполнения расходных обязательств сохраняется. Надо прорабатывать механизмы решения этой проблемы на всех уровнях, используя комплексный подход – ипотеку с льготными условиями, помощь инвесторов, спонсоров, застройщиков, крупных предприятий и другие.
Якутия – территория особенная. Но если постоянно ставить вопросы, обосновывать и доказывать, как они важны для людей, то решение при настойчивости найти можно. На депутатском  контроле остаётся вопрос о компенсации из федерального бюджета дополнительных расходов потребителей электрической энергии — предприятий ЖКХ, возникающей при отмене механизма выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке. Проведу консультации с думским комитетом по энергетике и буду снова его продвигать.
Поправки к проекту федерального бюджета на 2021-2023 годы профильный Комитет будет принимать до 9 ноября. Второе чтение запланировано на 24 ноября. Будем к нему готовиться.

0 Комментарии
Поделиться
Нет Комментариев

Оставить комментарий