
Галина Данчикова: «Законопроект о повышении транспортной доступности на Крайнем Севере требует серьезной доработки»
5 февраля Госдума рассмотрела на пленарном заседании законопроект о внесении изменений в статью 37 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вызвавший много вопросов.
Сейчас в Федеральном законе № 257-ФЗ, принятом в 2007 году, действует норма, предусматривающая обязательный альтернативный бесплатный проезд транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования для районов Крайнего Севера в случае существования платных дорог или участков.
Предлагаемые поправки исключают требование в части бесплатного проезда для большегрузных машин, и оставляют его действие в интересах населения только для проезда легковых автомобилей по платным дорогам.
Новые нормы о платных дорогах общего пользования, мостах, искусственных сооружениях, строящихся на средства инвесторов, начнут действовать после принятия законопроекта, то есть внесения изменений в действующий закон. Уже эксплуатируемые бесплатные дороги и транспортные сооружения будут функционировать, как и прежде.
С инициативой о повышении транспортной доступности для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям выступил один из северных субъектов РФ, который собирается строить платный мост через реку.
Развитие транспортной инфраструктуры для освоения Арктической зоны Российской Федерации является государственным приоритетом, который закреплен в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Она утверждена Президентом Российской Федерации.
На сегодня многие поселения имеют транспортное сообщение с развитыми территориями только посредством зимних автомобильных дорог или речного транспорта. Во многих регионах в период межсезонья единственной альтернативой являются авиаперевозки.
В сложившихся условиях строительство автомобильных дорог общего пользования для большинства отдаленных и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочной перспективе из-за высокой стоимости объектов и их эксплуатации на бюджетные средства.
Повысить транспортную доступность в районах Крайнего Севера может строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе, считает автор законопроекта — Правительство РФ.
Действующие сегодня ограничения в отношении альтернативного бесплатного проезда не позволяют использовать для строительства новых автомобильных дорог в труднодоступной местности на Севере механизмы ГЧП.
Внесение изменений в закон от 2007 года, отменяющих обязательный альтернативный бесплатный проезд в районах Крайнего Севера, позволит привлекать частные инвестиции.
Комментируя принятый в первом чтении законопроект, депутат Госдумы Галина Данчикова отметила, что для обеспечения транспортной доступности в районах Крайнего Севера нужно использовать разные формы доставки грузов и источники. При этом должна быть уверенность, что предлагаемые изменения никоем образом не будут препятствовать своевременному и качественному жизнеобеспечению населения.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты интересовались, кто будет устанавливать и контролировать тарифы на платных дорогах? Не приведут ли они к удорожанию завозимой продукции, что может повлиять на уровень жизни населения, развитие малого и среднего бизнеса, который не выдержит финансовой нагрузки.
В представленном виде законопроект не учитывает особенности северных территорий и вряд ли сможет решить проблемы транспортной доступности в отдаленных регионах, считает Галина Данчикова.
В интересах населения депутат от Якутии будет работать над поправками в законопроект, требующий серьезной доработки.