Данчикова Галина Иннокентьевна

Родилась 13 августа 1954 года в селе Хайрюзовка Балаганского района Иркутской области.
Окончила в 1972 году Якутский финансово-кредитный техникум Минфина РСФСР по специальности «Государственный бюджет» с квалификацией "Финансист", в 1985 году – Всесоюзный юридический заочный институт по специальности «Правоведение» с квалификацией "Юрист". В 2001 году защитила в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации диссертацию на тему "Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации (Региональный аспект)".
Кандидат экономических наук.

 
Май 14 2018

От «умного» дома к «умному» городу: ресурсосбережение и энергоэффективность в ЖКХ обсудили в Госдуме

Современные подходы к усовершенствованию жилищно-коммунальной сферы в нашей стране в последние годы набирают все большую популярность, фактическую необходимость и значимость. В качестве одной из важнейших составляющих усовершенствования ЖКХ выступают изменения качественных характеристик существующего жилищного фонда, внедрения абсолютно новых, современных методов и технологий, организовывающих постоянное обновление, повышение качества и расширение ассортимента ЖКУ, использование новых форм и методов организации этого процесса на всех уровнях управления. Отраслевые параметры ЖКХ связывают в одно целое процессы текущего обслуживания жилищного фонда, его воспроизводства посредством проведения капитального ремонта и реконструкции, а также благоустройства придомовых территорий. Иными словами, ЖКУ сегодня принадлежат к той группе услуг для благоустройства жизни населения, социальная значимость которых не может быть заменена никакими другими услугами.

Важнейшими составляющими современного подхода усовершенствования жилищно-коммунальной сферы сегодня становятся повышение энергоэффективности и ресурсосбережения.

Об этом накануне говорили в Государственной Думе на круглом столе на тему: «Ресурсосбережение и энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве (проблемы и пути их решения)». В обсуждении актуальных вопросов приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов Федерации, а также представители профессионального и экспертного сообщества.

Участники выступили с докладами, затрагивающими нормативные аспекты и перспективы создания интеллектуальной системы учёта энергоресурсов, системы штрафов за неэффективное их использование, возвращение бюджетного финансирования программ энергосбережения в регионы. Также поднимались вопросы контрактов «жизненного цикла» зданий, передачи ответственности за организацию системы учёта и установку приборов с потребителей энергоресурсов на поставщика и другое.

Отметим, что впервые вопрос о повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и переводе экономики России на энергосберегающий путь был поставлен в 1995 году, указом Президента РФ от 7 мая 1995 года №472. В этой связи постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 года №1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» федеральным органам исполнительной власти и регионам было поручено разработать акты, в том числе по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учёт потребляемой энергии, введению правил учёта газа, электрической и тепловой энергии.

3 апреля 1996 года принимается Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении». В Указе Президента Российской Федерации           от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе ЖКХ в РФ» было поручено органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления способствовать внедрению приборов индивидуального учёта и регулирования расхода воды, газа, тепла. Реализация поставленной задачи обеспечивалась в соответствии с приказом Госстроя России от 11 декабря 1997 года № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации Концепции реформы ЖКХ в РФ».

Энергоэффективность стала одним из приоритетов в модернизации экономики страны в Послании Президента России Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года. Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года №1715-р была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

23 ноября 2009 года был принят Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». 27 ноября 2010 года был принят закон № 190 (ред.от 19.12.2016) «О теплоснабжении» и другие основополагающие документы.

В настоящее время распоряжением Правительства России от 19 апреля 2018 года № 703-р утверждён комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики нашей страны. Документ предусматривает действия по повышению энергетической эффективности в отношении регулируемых организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов, инфраструктурных компаний и предприятий промышленности.

Участники Круглого стола отметили, что сегодня Государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» играет важнейшую роль в достижении целевых показателей в части энергетической эффективности. Согласно данным Минэкономразвития России, в период 2011-2014 гг. в соответствии с соответствующей Подпрограммой этого документа бюджетам регионов выдавалась субсидия на мероприятия по энергосбережению во всех сферах, включая ЖКХ. Было удовлетворено 144 заявки на 21,5 млрд. рублей субсидий. Эти средства позволили привлечь 119,3 млрд. рублей внебюджетного финансирования, то есть на каждый бюджетный рубль привлечено 5,5 внебюджетного рубля.

Однако в последние годы бюджетное финансирование подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» практически полностью прекращено. Участники отметили необходимость усиления бюджетной поддержки в сфере энергосбережения.

Энергосбережение в Республике Саха (Якутия)

С каждым годом тенденция к сбережению энергетических ресурсов всё больше увеличивается. На сегодняшний день практически все энергосберегающие технологии являются открытыми, они понятны, давно изучены, но именно энергосервисный контракт является одним из самых популярных механизмов получения дополнительного финансирования для реализации мероприятий, связанных с энергоресурсосбережением.

На сегодняшний день Якутия является одним из лидеров в стране по внедрению энергосервисных контрактов. В Республике энергосервисные контракты активно внедряются с 2011 года. На сегодняшний момент действуют 170 энергосервисных контрактов, которыми охвачено 330 объектов бюджетной сферы, жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Как показывает анализ, экономия расходов на коммунальные ресурсы достигает в среднем 30% в год.

Отдельно отметим, что Якутия станет пилотной площадкой для реализации комплексных мероприятий, связанных с энергоэффективностью и энергосервисом. Об этом 30 ноября 2017 года заявил руководитель проектного офиса реализации программы «Цифровая экономика РФ», заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Евгений Кисляков. Также сегодня в регионе разработан проект Дорожной карты по внедрению механизма энергосервисных контрактов в многоквартирных жилых домах Республики Саха (Якутия), в рамках которой планируется преобразовать ГБУ РС (Я) «Региональное агентство энергоресурсосбережения» и создать ГАУ РС(Я) в «Центр развития ЖКХ и повышения энергоэффективности». Центр станет единой обслуживающей организацией в целях обеспечения централизации непрерывного и эффективного коммерческого учёта потребления коммунальных ресурсов по показаниям приборов учёта на объектах бюджетного сектора и жилищного фонда на территории Республики Саха (Якутия).

Домостроение «умных» домов должно стать массовым

Далее участники круглого стола отметили, что сегодня в строительной отрасли необходимо активнее внедрять новые технологии энергосбережения и ресурсосбережения при строительстве массового жилья. Отметим, что в последние несколько лет в этом сегменте наметился определённый прогресс.

Так, Фонд содействия реформированию ЖКХ впервые в стране предложил практику широкого применения инновационных технологий при строительстве жилья по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Начиная с 2010 года, построены более ста энергоэффективных домов в более чем 30 субъектах РФ. Такие здания появились и в нашей республике. К примеру, в городском округе Жатай возвели целый энергоэффективный квартал из 10 многоквартирных домов. При строительстве двух больших 80-квартирников строители использовали энергосберегающие технологии, соответствующие климатическим требованиям нашего региона: усилена теплоизоляция цокольного и чердачного перекрытий, установлены общедомовая вытяжная система вентиляции с рекуперацией (нагревание входящего воздуха за счёт выходящего) тепла, стеклопакеты с энергосберегающими свойствами, индивидуальные тепловые пункты с автоматическим погодным регулированием. Вода для горячего водоснабжения автономно нагревается от двух источников: вакуумных гелиевых солнечных нагревателей и конденсационного котла. На лестничных клетках и в коридорах — светодиодные светильники с датчиками движения и освещённости.

Вместе с тем, участники круглого стола отмечают, что, несмотря на развивающуюся систему управления, реальное положение дел по стране в целом, изменяется очень медленно. Сдерживающим фактором является целый комплекс взаимосвязанных проблем. В частности, депутаты и эксперты говорят о необходимости отказа от оценки эффективности вложения государственных средств по единовременным затратам на создание объектов, перейдя к заключению контрактов «жизненного цикла» на выполнение работ по проектированию, строительству и последующей эксплуатации объектов государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе наёмных домов социального использования. Необходимо также разработать ряд дополнительных мероприятий, касающихся строительства энергоэффективного жилья для расселения граждан из аварийного жилищного фонда с государственной поддержкой. На круглом столе было также предложено разработать ряд мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Все принятые рекомендации будут направлены в Правительство Российской Федерации.

Москва

0 Комментарии
Поделиться
Нет Комментариев

Оставить комментарий